Новости и статьи от творческой мастерской Гвоздь г. Екатеринбург

Пространство в рисунке

Одним из самых первых понятий, которое разбирается на уроках основ рисунка, является понятие линейной перспективы. Это база и чистая теория, которую нужно выучить, как таблицу умножения и после уже применять, применять, применять.

Работает это так - наше зрение трехмерное и коническое из-за особенностей строения глаза, в отличие от условной плоскости листа. Это конечно же вносит корректировки в то, что мы стремимся изобразить. Например, мы можем определенно точно сказать - если я хочу изобразить человека на фоне здания, то человек будет ближе и крупнее, а здание дальше и меньше. Иногда этого бывает достаточно, но при изображении сложных многофигурных композиций с множеством переменных, архитектурных пейзажей или натюрмортов, где искажение размера по удаленности не так очевидно, мы можем столкнуться со сложностями. Картина уже не будет выглядеть так реалистично, как хотелось бы. Для этого нам и нужно теоретическое знание о линейной перспективе.


Основные термины - линия горизонта и точка схода. Хрестоматийный пример, который используется на занятиях - железная дорога (см. фото). Вы можете увидеть, что рельсы, которые по сути параллельны, по мере удаления от зрителя визуально сходятся в одной точке. Шпалы же, которые находятся на равном расстоянии друг от друга, по мере удаления сокращаются в толщине и становятся чаще по отношению друг к другу.
Если мы представим, что всё, что нас окружает, можно упрощенно утрировать до простых форм, то можем представить и то, что все фигуры в пространстве будут искажаться не только относительно друг друга (как в примере с домом выше), но и относительно самих себя.
Чтобы это стало понятнее - пишите и приходите на занятия, разберемся вместе!


И немного истории искусств. В карусели можно увидеть фреску Джотто "Страшный суд" 1306 г. Джотто был одним из первых живописцев, умело использовавших линейную перспективу. Мы видим, как ряды ангелов по мере удаления от нас всё больше перекрывают друг друга и уменьшаются. Мы смотрим на фреску, как на окно в другой мир. До того такие приемы не использовались так масштабно и размеры участников религиозных фресок варьировались лишь исходя из их значимости для сцены.
Made on
Tilda